1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об адаптационном периоде воспитанников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №17 «Ягодка» (МБДОУ детский сад №17 «Ягодка» (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ; - Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", другими законодательными актами Министерства образования Российской Федерации, - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155). 1.2. Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №17 «Ягодка» (далее – Детскийсад). 1.3. Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям социальной среды детского сада. 1.4. Задачи адаптационного периода: - построение конструктивного сотрудничества между воспитанниками, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами; - соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду; - создание эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе; - осуществление индивидуального подхода к воспитанникам. 1.5. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Схема адаптации ребенка к условиям детского сада. 2.1. Первичный прием детей в детский сад осуществляют заведующий, медицинский работник, воспитатели группы, педагог-психолог. При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка. 2.2. Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по следующей схеме: - первый, второй день пребывания – 2-3 часа в день (в зависимости от степени тяжести процесса адаптации данная схема может быть продлена); - третий-пятый день – ребенок находится в детском саду до дневного сна; - со второй недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника; - далее ребенка оставляют в детском саду на полный день. 2.3. Данная схема корректируется воспитателем и педагогом-психологом в зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая увеличивает длительность протекания адаптации. 2.4. Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода осуществляется с интервалом в два дня. 3. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период. 3.1. Собрание родителей (законных представителей) вновь поступающих воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании заведующий детским садом, педагогические работники знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной группе. 3.2. Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в листе адаптации (Приложение 1), проводит анализ течения адаптации совместно с педагогомпсихологом и медицинским работником. 3.3. Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу в группе, сохраняя привычные для ребенка способы кормления (докармливания), укладывания спать, игры с игрушками. 3.4. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку присмотр и уход: - тепловой комфорт; - питьевой режим; - оптимальную двигательную активность; - контроль состояния носоглотки; - эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании). 3.5. Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме: «Особенности адаптационного периода». 4. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период. 4.1. Педагог-психолог осуществляет диагностику возможных уровней адаптации ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации. 4.2. Педагог-психолог проводит беседы, консультации для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей адаптации. 4.3. Педагог-психолог координирует деятельность воспитателей и родителей (законных представителей) в адаптационный период. 4.4. Совместно с воспитателем, медицинским работником, определяет окончание процесса адаптации у каждого воспитанника. 5. Обязанности родителей адаптационный период. (законных представителей) воспитанников в 5.1. Родители (законные представители) воспитанников соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму дня детского сада. 5.2. В период адаптации родители (законные представители) воспитанников соблюдают схему посещения ребенком детского сада, не допуская пропусков без уважительных причин. 5.3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания воспитанникам образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным при приеме между детским садом и родителями (законными представителями) воспитанника. Приложение 1 Карта наблюдения за ребёнком 1,5 -3 лет в период адаптации Фамилия, имя ребёнка Дата рождения _____________________________ Возраст________________________ Дата поступления ________________________________ Социальные контакты ребенка Сон: засыпание, длительность Аппетит (завтрак, обед, полдник) +3 +2 +1 -1 -2 -3 +3 +2 +1 -1 -2 -3 +3 +3 +2 +1 -1 -2 -3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием Нормальный аппетит, ест до насыщения Аппетит выборочный Отвергает некоторые блюда, капризничает Ест долго, неохотно Отвращение к еде Сон спокойный, засыпает быстро Сон спокойный Засыпает не скоро, спит недолго, но Засыпает с хныканьем, тревожен во сне Засыпает с плачем, беспокоен во сне Отсутствие сна, плач Сон спокойный, засыпает быстро Охотно играет с детьми Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми Безразличен к играм, отстранен, замкнут Не весел, с детьми не контактирует Проявляет тревогу, бросает начатые игры Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть 9 10 11 12 13 14 12-ый 8 11-ый 7 10-ый 6 9-ый 6-ой 5 8-ой 5-ый 4 7-ой 4-ый 3 3-ий 2 2-ой 1 Характеристика 1-ый Адаптационные дни Показатели Балл 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Эмоциональное состояние +3 +2 +1 -1 -2 -3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен Улыбается, настроение хорошее, спокоен Иногда задумчив, замкнут Легкая плаксивость, хныкает Плачет «за компанию», плач приступообразный Сильный плач, подавленное настроение КЛЮЧ Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации Легкая 5 - 7дней +12…+8 Высокий А-1 и П-1; А-1и П-2 Средняя 15 дней - 3 недели +7..0 Средний А-1 и П-3; А-2 и П-2 Усложненная Дезадаптация 25 дней - 5 недель -1....-7 Сложный А-2 и П-4; А-3 и П-3 -8….-12 Дезадаптация А-3 и П-4; А-4 и П-4 Более 5 недель