Дополнительная образовательная программа "Азбука Финансов"
Описание образовательной программы
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Невозможно вырастить гармонично развитого человека,
не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным
отношениям.
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых
предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги,
товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема
финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному
возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового
«здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения
таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность,
бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем
финансово-грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность,
а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности
восприятия финансового мира.
Актуальность программы
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников
обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к
жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических
явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между
первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших
задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше
дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее
формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих
ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также
заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей
жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на
основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая
культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила
этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте
закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию
на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие
налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой
грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях
образовательной системы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека